Во имя Господа и госсредств

Церковь с зелеными башенками и золотистым куполом, двор которой украшают боскеты и розы, стоит аккурат в центре села Коликэуць Бриченского района — самого северного района Республики Молдова. Окрашенные в желтый стены обители видны сквозь листву раскидистых орехов, возвышающихся над зацементированным двором.

День воскресный и церковь переполнена женщинами и мужчинами, детьми и стариками, слушающими мелодичный голос священника.

За распятием, которое словно сторожит вход в обитель, прячется в листве деревьев часовенка — крошечное котельцовое строение с деревяными окнами, с которых уже сходит краска. Оно больше похоже на сельский сарай, где летом колдуют хозяйки, готовящие на зиму салаты да джемы. На реконструкцию часовенки Коммунальный совет коммуны Коликэуць решил в феврале 2024 года выделить 50 тыс. леев.

В коммуне Коликэуць проживает менее трех тысяч человек, у почти половины из них нет доступа к водопроводу, а у 2/3 — к канализации.

Примар Лилиан Цапу обосновал решение местного совета тем, что они не могут ущемлять право людей на вероисповедание. «Не нужно разделять власть в государстве и религию, ведь все мы — одно целое. В любом случае наши сельчане ходят в эту церковь».

Деньги перечислят, как только церковь представит смету расходов, утверждает примар. «Деньги мы еще не перечислили. Мы купим материалы согласно смете и так, как им необходимо. Совет так постановил», — поясняет чиновник, словно извиняясь, в конце разговора.

Движемся на юго-восток. В марте нынешнего года Сельский совет Рэдулений Векь Флорештского района решил внести в качестве вклада 20 тыс. леев для завершения ремонта местной церкви. Источник денег — Резервный фонд, созданный на самом деле на случай чрезвычайных и непредвиденных ситуаций, таких как устранение последствий стихийных бедствий и аварий или же предоставление единовременной финансово помощи социально уязвимым людям.

В селе Рэдулений Векь проживает менее 1300 человек, практически 2/3 обходятся без водопровода, а у подавляющего большинства нет доступа и к и канализационной системе.

Вокруг церкви, расположенной в центре села, растет множество роз. Выкрашенные в зеленый цвет стены украшены желтыми геометрическими фигурами, что придает обители особую величественность. Священник распахивает огромные двери церкви. По его словам, на самом деле, деньги из Резервного фонда населенного пункта пошли на приобретение двух кондиционеров. Их пришлось установить в связи с тем, что летом в помещении очень жарко, а зимой — очень холодно.

Секретарь местного совета Татьяна Гросу объясняет решение местных властей тем, что у этой церкви особое значение — в советское время это была единственная в районе действовавшая обитель. «У некоторых нет возможности поучаствовать финансово, поэтому мы посчитали, что примэрии надлежит оказать помощь. Церковь имеет культурное значение. Что будет, если лишить людей еще и церкви?», — размышляет она.

Вместе с тем, Сорокский территориальный офис Государственной канцелярии, которая следит за законностью решений местных и районных советов, месяц спустя пришел к выводу, что решение местных избранников села Рэдулений Векь незаконное.

Основание: Закон о свободе совести, мысли и вероисповедания гласит однозначно: «религиозные культы самостоятельны, отделены от государства», а согласно  Закону об административной децентрализации, выделение финансовых средств религиозным культам не входит в сферу деятельности местных органов     публичной власти.

«Эта недвижимость не принадлежит непосредственно органам местного публичного управления первого уровня. Закон не предусматривает однозначно подобного рода спонсорскую помощь для учреждений культов. Даже ремонт не положено делать. Итак, речь идет о публичных средствах, которые надлежит использовать для нужд публичных учреждений, находящихся в их ведении, к примеру, детского сада, школы либо гимназии», — поясняет глава Сорокского территориального офиса Госканцелярии Вячеслав Бурлаку.

Так, Сорокский территориальный офис Государственной канцелярии потребовал от властей села Рэдулений Векь пересмотреть свое решение и отменить предусмотренную для церкви финансовую помощь.

«Государство непредвзято, когда речь идет о Законе о культах, принятом в 2007 году (речь идет о Законе о религиозных культах и их составных частях, имеется в виду прежнее название нынешнего Закон о свободе совести, мысли и вероисповедания — прим. ред.), но сделало исключение, когда ранее профинансировало Монастырь Куркь. И в прошлые годы мы тоже выделяли средства [церкви] и Госканцелярия не оспорила решение», — подчеркивает секретарь, словно тонко намекая на некоторые события.

Действительно, и в 2019 году, и в 2020 году сельский совет выделил 10 тыс. леев и, соответственно, 30 тыс. леев «на ремонт башен здания церкви» и «на завершение ремонта здания церкви». В обоих случаях источником денег также был Резервный фонд.

И все же 15 мая 2024 года в результате уведомления, полученного от Сорокского территориального офиса Госканцелярии, власти села Рэдулений Векь пересмотрели свое решение, принятое в марте 2024 года. Да только упразднить один из абзацев решения было самым простым делом, ведь деньги уже были перечислены, а кондиционеры — установлены.

«И что мне теперь делать? Откуда взять эти деньги?», — сетует примар этого села Юрие Раду. «Я же не могу пойти в церковь, содрать кондиционеры со стен, да и экономическому агенту тоже не могу их вернуть. Мне придется компенсировать из собственного кармана — иного выхода у меня нет».

Двигаемся дальше на юг. В мае 2024 года Кэушенский городской совет закупает кирпич на 40 тыс. леев и передает его местной Церкви Св. мучеников князя Константина Брынковяну и его сыновей и Св. Великомученика Пантелеимона.

Но, как выяснила Финансовая инспекция — учреждение, подведомственное Министерству финансов, местные избранники из Кэушень занимались благотворительностью не в первый раз. За последние несколько лет они внесли государственные деньги и для строительства Церкви Св. Великомученика Димитрия, и Церкви Рождество честнаго славнаго проорока, Предтечи и Крестителя Иоанна, и Церкви Св. Апостолов Петра и Павла, и Церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

А точнее, только с июля 2020 года по июнь 2024 года кэушенские власти потратили 280 тыс. леев на стройматериалы для церквей в этом городе.

Как и служащие Сорокского территориального офиса Государственной канцелярии финансовые инспекторы выявили практически то же самое — решения, противоречащие  Закону о местном публично управлении и Закону о местных публичных финансах. Соответственно, они пришли к выводу, что кэушенские власти допустили «расходы, не связанные с осуществлением функций местного публичного управления», а в результате публичные средства были использованы «не по закрепленному в бюджете назначению».

«В наших решениях финансовые средства выделялись примэрии на приобретение строительных материалов, затем их передавали в качестве пожертвования кэушенским церквям», — поясняет секретарь Госовета Алла Кукош формат, с помощью которого власти поддерживали обители.

И хотя представители Госканцелярии не высказали замечания по данным решениям, финансовые инспекторы однозначно заявили: «у местной администрации не было права на взносы в пользу церквей».

«Тем не менее, считается своего рода нарушением. […] Мы пока на этапе рассмотрения отчета [Финансовой инспекции] и устранения всех недостатков. Посмотрим, каким будет конечный результат. Что ж, не мы первые в Молдове выделяли деньги церквям. Туда приходят все жители города», — поясняет секретарь Горсовета.

с. Рэдулений Векь Флорештского района

*** 

Много лет подряд власти постоянно изыскивали формулы, чтобы финансировать церковь за счет публичных денег. Причем вопреки кризисам, пандемиям, войнам или же политической масти правящей партии. Эта практика укоренилась еще в первые годы независимости и сохраняется несмотря на Высший закон, который четко гласит: религиозные культы «самостоятельны», «отделены от государства».

Вместе с тем в этом отношении законодательство Республики Молдова можно трактовать по-разному, так как оно не прописывает однозначно запрет выделять деньги церкви, утверждает эксперт ИРСИ Viitorul Вячеслав Ионицэ. «Закон не запрещает, следовательно, вопрос остается на усмотрение властей», — считает он.

С ним однако не соглашается главный специалист Сорокского территориального офиса (Флорешть) Государственной канцелярии Думитру Гэлушкэ. «Не нужен отдельный пункт, который однозначно гласит, что нельзя выделять деньги церквям, ведь в рамках административного права прописано, что надо исполнять написанное, прописано, что есть право делать, и все», — поясняет он и настаивает на следующем аспекте: «В гражданском праве есть такой принцип: раз не написано, значит, можно, но в административном праве можно только то, что написано».

Проект Oameni și Kilometri проанализировал десятки решений местных органов власти разных уровней, в которых местные избранники постановили выделить публичные средства под ремонт и строительство церквей — ремонт забора, кровли или башенок, обустройство дворов либо сооружение часовен, приобретение кондиционеров или же окон и дверей. А еще мы выяснили, что отдельные местные советы выделяют немалые деньги на организацию фестивалей православного песнопения, которые проводятся во дворе церквей.

5.000 леев


на поддержку церкви села Арионешть Дондушенского района для завершения внутренних ремонтных работ в обители. (Decizie nr. 5/3 din 1.07.2019)

25.000 леев


на поддержку церкви села Арионешть Дондушенского района для покраски крыши, замены окон и двери сторожки. (Decizie 2020)

15.000 леев


на поддержку церкви села Арионешть Дондушенского района для приобретения стройматериалов на благоустройство церковного двора. (Decizie 2022)

с. Арионешть Дондушенского района

150.000 леев


на ремонт Церкви Св. Великомученика Димитрия в гор. Купчинь Единецкого района (Решение № 9/2 от 16.10.2020)

30.000 леев


на ремонт Свято-Троицкой церкви в гор. Купчинь Единецкого района (Решение № 9/3 от 16.10.2020)

30.000 леев


На работы по капитальному ремонту дороги, церкви в селе Лунга Флорештского района (Решение № 1/07 от 26.01.2023)

70.000 леев


на проведение внутренних ремонтных работ в селе Корбу Дондушенского района и приобретение биомассы (Решение № 6/3 от 30.06.2023)

***

Надо все же признать, что среди проверенных редакцией проекта Oameni și Kilometri решений были обнаружены и случаи отказа местных властей выделять деньги церквям.

Минувшей осенью, к примеру, священник села Кухнешть Глоденского района обратился в примэрию за финансовой помощью на ремонт церкви и отопление обители в холодное время года. Вместе с тем Коммунальный совет отказал выполнить просьбу, сославшись на статью Закона о местном публичном управлении, в которой перечисляются основные полномочия местных советов.

«Церковь не находится на балансе примэрии, чтобы инвестировать. Законно невозможно предоставлять финансовые средства», — объясняет бухгалтер учреждения причину отказа. «Священник обиделся, обида у него так и не прошла. В любом случае на помощь пришли люди, у которых есть какой-то бизнес».

И Сельский совет Хаджимус Кэушенского района отклонил обращение местного священника, который ходатайствовал перед местными властями о покупке двух кондиционеров для церкви. «Закон же гласит, что церковь сама себя финансирует. Что ж, не все в Сельском совете согласились с принятым решением. Вера — одно, а закон — другое», — подчеркнула секретарь примэрии села Хаджимус.

Но дело в том, что отказы, скорее, исключение из правил, а это объясняется тем, что на местном уровне наблюдается «почти единогласное желание представителей местного публичного управления поддерживать» православные церкви, как отмечалось в выводах проведенного раньше исследования. И хотя некоторые из них признают, что не вправе выделять деньги на строительство либо реновацию церквей по собственному усмотрению, они все же «постоянно ищут окольные пути».

с. Хыждиень Орхейского района

 Это применимо и к церкви села Хыждиень Орхейского района. Обитель возвышается рядом с магазином и почтовым отделением. Три позолоченных купола блестят на солнце, сильно выделяясь на фоне стен, выполненных из белого камня, которые едва видны из-за строительных лесов. И внутри обители тоже все в инструментах, приспособлениях, оборудовании и материалах для строительно-ремонтных работ. «Ремонт идет 15 лет», — говорит нам продавщица магазина.

В самом начала почти все поспешили внести собственную лепту в строительство церкви в поселении, где живет не более 500 человек. Затем многие разъехались, цены резко поползли вверх, а работы застопорились. «Кому надо было начинать такую большую церковь, когда людей у нас раз-два и обчелся? Уж сколько раз собирали деньги на эту церковь», — недоумевает местная жительница, которая пришла в магазин за продуктами.

Все это время местные власти не оставались в стороне. Они тоже направили 175 тыс. леев — деньги пошли на строительство стен и башенок. Затем выделили деньги и на то, чтобы покрыть купол, признала секретарь Местного совета коммуны Березлоджь, в состав которой входит село Хыждиень. Впрочем, местные власти не стали четко указывать бенефициара средств.

«Когда мы первые раз выделили деньги, у нас были неприятности с Госканцелярией. Вы же знаете, что у местных советов нет права выделять деньги церкви, но мы нашли способ и изменили назначение, к примеру, обустройство дороги, ведущей к церкви».

с. Вэрэнкэу Сорокского района

 Практически такая же ситуация складывается и в коммуне Вэрэнкэу Сорокского района. Там несколько лет тому назад местные власти выделили 30 тыс. леев на ремонт церквей. Довод о том, что «все это мы делаем ради людей, наши же люди посещают церковь», однако не убедил служащих Госканцелярии, признает секретарь примэрии коммуны  Вэрэнкэу Дина Левко, поэтому они перепробовали и другие способы.

«Мы перечислили деньги непосредственно магазину и они приобрели материалы, а не на счет церкви. Приложили мы и пояснительные записки. Ссылались и на то, что церкви — исторические памятники, поэтому у нас в качестве администрации есть право выделять деньги на содержание обителей. Подписи собирали. А теперь ждем от Госканцелярии ответ, так как приняли решение выделить еще 30 тыс. леев на новые окна для церкви села Вэрэнкэу».

Таким же образом поступили и власти села Слобозия района Штефан Водэ, которые в прошлом году проголосовали за выделение 78 тыс. леев на ремонт кровли церкви.

«Госканцелярия не разрешает перечислять деньги на счет церквей, но помощь от примэрии в виде стройматериалов допускается», — заверила нас бухгалтер примэрии. «Соответственно, мы приобрели 15 кубометров древесины для ремонта крыши, и вот на церкви уже устанавливают крышу».

с. Добруша Шолдэнештского района

 Зато в случае церкви в селе Добруша Шолдэнештского района, которая в 2020 году в самый разгар пандемии Covid-19 получила 30 тыс. леев от Шолдэнештского районного совета, власти переживают меньше. «Ну кто же сунется в церковь? Все же трусы!», — улыбаясь, говорит нам служащий примэрии этого небольшого поселения.

И все же кое-кто суется. Государственная канцелярия не раз судилась с местными властями, требуя вернуть деньги, выделенные в пользу церкви, или отменить нормы, которые узаконили возможность перечислять публичные деньги «на реабилитацию или строительство объектов культа».

Мы попытались договориться об интервью с представителем Государственной канцелярии, чтобы получить у него объяснения насчет неодинаковой реакции данного учреждения на решения местных властей выделять публичные средства в пользу церквей, однако нам удалось пообщаться только с пресс-секретарем премьера Даниелом Водэ.

«Если местный орган власти два раза выделял финансовые средства этой институции [церкви], но такое решение вынесли только на третий раз [об отмене], то это, действительно, указывает на непоследовательность. […] Мы не исключаем, что могло быть, в том числе, упущение контрольного органа», — заявил Даниел Водэ.

По его словам, «окольные пути — не законное решение». Такое может даже привести к пересмотру нормативных рамок. «Будем работать в этом направлении и будем прилагать согласованные усилия […], чтобы издаваемые властями документы соответствовали общественному интересу и букве закона, чтобы они разумно тратили деньги граждан», — уверяет пресс-секретарь главы правительства.

гор. Купчинь Единецкого района

Даже Вадим Кейбаш — секретарь Митрополии Кишиневской и Всея Молдовы, которой подчиняется большинство православных церквей в стране, то есть порядка 1400 обителей, допускает, что государство никоим образом не обязано помогать церкви и поддерживать ее. По его мнению, церковь в качестве институции самостоятельна в том, что касается своего экономического обеспечения.

С другой стороны, он подозревает, что открытость местных властей к финансовой поддержке церкви, возможно, подпитывается и предпочтениями граждан. «Нам отлично известно, что с географической точки зрения в Республике Молдова в зависимости от предпочтений избирателей были избраны разные составы районных советов. […] И прямо пропорционально в соответствии с этими предпочтениями принимаются решения помочь определенной церкви или определенным церквям в районе либо всем вместе в равной степени», — поясняет Вадим Кейбаш.

Побороть эту практику в ближайшее время не удастся, полагает директор ИРСИ Viitorul Любомир Кирияк. Дело в том, что граждане именно церкви доверяют в наибольшей степени. «Возможно, грядущее поколение изменит эту практику и тогда, не знаю, быть может, дела будут обстоять по-другому», — подытожил он.

с. Слободзия-Вэрэнкэу Сорокского района

А сохраняющаяся ситуация сопряжена и с некой дискриминацией, предупреждает медийный исследователь Виктор Готишан, получивший степень лиценциата в области богословия.

«Выделяя деньги определенному культу, местные власти лишь дискриминируют тем самым остальные. Закон четко гласит, что все культы равны между собой, хотя Православная церковь в Молдове доминирует с точки зрения численности своих последователей. Это однако не дает ей никаких лишних прав».


Фото – Полина Купча


Этот журналистский материал разработан при финансовой поддержке Европейского союза. Его содержание относится к исключительной ответственности бенефициара EU4IM (Oameni și Kilometri) и не отражает в обязательном порядке точку зрения Европейского союза.