23 января 2025 года. На часах немного перевалило за четыре после полудня. В селе Варница, о котором за последний месяц упоминалось больше, чем за последние 30 лет, по улицам торопливо снуют люди, занимающиеся своими делами.
Кто-то тащит из магазина девятилитровые бутыли с водой и ставит их в багажник машины, кто-то садится в автомобиль и отправляется на в микрорайон Северный, который местные прозвали «северным островом» (микрорайон в северной части города Бендер, подконтрольного непризнанной тираспольской администрации — прим. ред.), кто-то как раз только вышел с работы и спешит к «маршрутке», еще кто-то готовится закрыть магазин строительных материалов.
Вся спешка перед 17:00, по всей видимости, объединяет всех местных жителей в некий марш, к которому они приноровились на ходу и по необходимости. Даже гуси, которых дядя Василе, сгоняет в загон, подчиняются правилу «17:00». «Я заранее сгоняю живность, а то если стемнеет, не оберешься хлопот».
На вид нашему собеседнику лет 60, он рассказывает, что после отключения природного газа и начала энергоснабжения по графику приходится как-то выкручиваться. Почти каждое хозяйство в Варнице подключено к газу, поэтому они не поставили печь в доме, а с началом энергетического кризиса дядюшка Василе соорудил буржуйку — «чтобы согревались дети и трое внуков, которые живут у нас».
«Мы рубим дрова в огороде, мы не были к этому готовы. Записались в очередь на дрова и вот ждем, но еще больше ждем подключения к газу. Для меня никакой разницы, от кого будем получать газ. Правда, придется немного экономить, но платить надо».
Село Варница, где проживает порядка 5 тыс. человек, расположено в Зоне безопасности вдоль Днестра. Хотя с административной точки зрения оно всегда было подконтрольным официальному Кишиневу, все эти годы населенный пункт оставался подключенным к энергетической инфраструктуре левобережья.
О предполагаемом кризисе в регионе было известно по меньшей мере еще год назад, когда Киев объявил, что не станет продлевать действие договора о транзите российского газа через Украину, срок которого истекал 1 января 2025 года.
Кроме приднестровского региона кризис затронул и 12 сел, подконтрольных Кишиневу, а больше всего пострадали Варница, Копанка и Коржова, где ежедневно производятся веерные отключения — раз в сутки на 5 часов.
Примар села Варница Александр Никитенко заявил проекту Oameni și Kilometri, что пока «идет поиск решений» и «ждем помощи от высшего руководства, но зря ждем».
«К примеру, сегодня [22 января 2025 года], — говорит примар — ездил согласовывать начало работ, чтобы провести электричество в Варницу, но сеть примерно в 8 км отсюда. Однако теперь это мелочи, ведь до села мы протянем подключение к электросети, но в селе сетями управляют приднестровцы», — подчеркивает Никитенко.
На одном конце улицы мы повстречали швею Марианну. Она мчится со всех ног домой — ей надо успеть разогреть еду. В одной руке несет нарезной хлеб, а другой держит дочь, которой лет пять.
«Меньше чем через полчаса отключат свет. Надо накормить детей. Дома мы зависим от газа и света, печи у нас нет. Сейчас вот отключат свет, мы залезем все под одеяло и сидим. А что еще остается?», — вздыхает она.
Надеется, что с 1 февраля у них будет газ, как и сообщалось в интернете. «Жду, но, если будет поступать от молдаван, не соглашусь. У меня нет таких денег, чтобы платить. Откуда деньги? Разве у меня такая большая зарплата?».
Спешит и господин Григоре. Ему надо успеть забрать внука из садика. «Отодвинули шкаф, который лет 30 заслонял старую печь. Прочистили ее и греемся. Теперь вся наша надежда на Молдову. Будем платить, а что же остается? Вот так без света и жить?», — задается он риторическим вопросом.
В отличие от него пенсионерка Галина, которая в свое время занимала руководящую должность и которую мы встретили на той же улице, с самого начала заявляет: «eu nu vorbește pe moldovenește» («я не говорю по-молдавски» — прим. переводчика). Она твердо уверена, что спасение придет от россиян.
«Чувствую себя отлично, я человек позитивный и надеюсь, что все будет хорошо. Я на 100, даже на 200 процентов, за Россию, так как я человек интеллигентный и знаю историю. Вот почему дня меня важно, чтобы газ нам поставляли из России, ведь он дешевый», — подчеркнула наша собеседница.
Преподавательница Елена примерно такого же возраста с ней, но у нее совершенно противоположные взгляды. Женщина направляется домой в микрорайон Северный. Спокойно рассказывает, что хотя живет в многоэтажке, как-то выкручивается. «Огромная радость, что в школе тепло и там мы можем согреться. Дома наливаем горячую воду в бутылки, обставляемся ими, одеваемся потеплее и ждем…».
По словам преподавательницы, ей уже не хочется верить обещаниям властей, ведь света в конце туннеля не видно. Тем не менее, готова платить из своих небольших доходов, только бы пользоваться электричеством и газом. «Мы готовы платить, сколько ни придется, лишь бы у нас было тепло».
В настоящее время, только детский сад в Варнице остается подключенным к поставляемому Тирасполем газу, тогда как местный лицей и Центр здоровья перешли на альтернативные энергоресурсы.
Напомним, что 9 января высшее руководство Республики Молдова встретилось с примарами населенных пунктов, пострадавших в результате энергетического кризиса. «В ближайшие недели многие населенные пункты, в том числе Варница, будут подключены к электросетям на правом берегу Днестра». «Работы по подключению газовых сетей займут несколько месяцев», — сообщалось в пресс-релизе президентуры.
Спустя пять дней Национальное агентство по регулированию в энергетике разрешило приступить к работам по подключение 14 населенных пунктов в Зоне безопасности к сетям электро- и газоснабжения. «Работы начнутся с этапа проектирования, геодезии и гидрологии, затем начнутся работы по строительству и подключению», — отмечает ведомство.
На часах 17:00. Везде отключают свет. Исключение — лишь несколько частных бизнес-начинаний, которые могут себе позволить генераторы. Немного спасает солнечный свет, благодаря которому село словно освещено своего рода фонарем. Это дает людям еще немного времени закончить свои дела и разойтись по домам.
В селе кое-где можно заметить дым, идущий от дымоходов. Кое-где раздается и рокот генераторов. Когда солнце окончательно прячется за линию горизонта, нас догоняют Владимир и Ольга. Их сопровождают четырехлетний сын и еще трое родственников.
«Вот идем все вместе домой. С 17:00 до 22:00 света не будет, поэтому пообщаемся, порисуем, с детьми поиграем. Для нас это не проблема», — уверяет мужчина.
Сам Владимир из Варницы, а его жена — тираспольчанка. Какое-то время жили вместе в Великобритании, но вернулись на родину. Построили дом в Варнице и въехали туда 12 декабря 2024 года. Затем недели две ждали подключения к газоснабжению, однако теплом в доме успели насладиться лишь несколько дней. 1 января 2025 года их отключили от газа.
«Знаете, нас никто не спрашивал, к какому газу мы хотим, чтобы нас подключили. Мы не могли сказать: мы не согласны, дайте нам другое. Мы любим этот край, мы здесь родились, выросли и хотим и дальше жить здесь же», — делится мужчина своими соображениями.
Дома их вальяжно встречает Лева — шикарный кот породы Мейн-кун. Чтобы справиться со сложившимися обстоятельствами, супруги стали искать решения самостоятельно. Для начала купили газовый баллон — чтобы было на чем готовить. Затем установили металлическую печь — она спасает от холода. И для отсутствия света нашли незаурядный выход из положения: «У нас есть фонарик, есть свечи, мы сделали лампадку, а еще у нас есть телефон. Выкручиваемся».
В просторной гостиной, освещаемой в одному углу фонарем, а в другом — лампой с теплым светом, родичи расселись, стали общаться и смеяться. А в это время дрова потрескивают в железной печи.
По мнению Владимира, те, кто не живет в Варнице, не понимает ни географический контекст, ни политический. «Если говоришь о Варнице, это не значит сепаратисты. Мы не на стороне Приднестровья. Думаю, если бы провели местный референдум, большинство проголосовали бы за то, чтобы быть с Молдовой».
«Знаете, для нас в настоящее время важно быть сплоченной страной. И даже если цена за газ и электричество будет выше, нам нужно платить за это, чтобы быть всем вместе. Думаю, это самый подходящий момент начать объяснять людям правду», — полагает наш собеседник.
Примечание: 27 января 2025 года правительство анонсировало пакет поддержки от Евросоюза. «Этим пакетом ЕС готов финансировать закупку и транспортировку природного газа в приднестровский регион, чтобы помочь восстановить электро- и теплоснабжение для свыше 350.000 жителей региона до 10 февраля 2025 года. Пакет может допускать и поставку электрической энергии с левого берега на правый», — уточняют европейские институции.
Фото – Влайку Бундуки