Молдавские села вымирают. Медленно, но верно. Это результат «нерушимого союза» бедности и миграции, миграции и депопуляции, депопуляции и разрухи, разрухи и бедности. На сегодняшний день в стране официально зарегистрировано 9 населенных пунктов, где никто не живет. Та же участь может постигнуть еще 109 населенных пунктов, в которых влачат существование менее 100 жителей. Затем настанет черед сел, где проживает не более 1000 человек. Такова картина не столь отдаленного будущего, которую рисуют демографы. Их прогноз непременно сбудется, если власти не бросят спасательный круг в океан растительности, который заполоняет все больше сел.
На протяжении последних 20 лет в Молдове происходит непрерывная депопуляция. Страна уже потеряла 1,3 млн. граждан. Кстати говоря, именно столько составляет население Эстонии. В настоящее время, судя по данным последней переписи населения, проведенной в 2014 году, в Молдове проживают 2,9 млн. человек. Вместе с тем, демографы предсказывают, что к переписи 2054 года население страны будет насчитывать всего 1 млн. человек.
«Республика Молдова теряет ежегодно почти 2% населения, а если люди продолжат подаваться на чужбину, тогда через некоторое время страна опустеет», – отмечает демограф Валериу Сайнсус.
По его словам, миграция в наибóльшей степени охватила северный регион страны. Среди районов с наибольшим числом сел, в которых проживает до 100 человек, лидирует Флорештский. Там насчитывается восемь таких населенных пунктов. Далее в этом печальном рейтинге следуют Сорокский, Унгенский и Теленештский районы. В каждом из них есть семь сел, где население не достигает 100 жителей. В Глоденском районе выявлено шесть таких сел, а в Бриченском и Сынджерейском – по пять.
С другой стороны, официальные данные немного не состыковываются с действительностью. К примеру, в селе Слобозия-Медвежа проживают 20 стариков, тогда как перепись 2014 года показала, что в этом населенном пункте зарегистрировано 50 человек, то есть в два с лишним раза больше. По мнению демографа Валериу Сайнсус, это объясняется схемой, которую придумали и применяют примары.
«Они указывают больше жителей, чтобы сохранить штатную численность персонала в своих примэриях. Тем самым, они спасают себя, да еще зарабатывают. Таким образом, происходит сокрытие настоящего положения дел в плане численности населения. Существует немало сел со статусом коммуны, но там, увы, проживают меньше людей, чем в селах, которым не присвоен подобный статус. Все деньги поступают из расчета на коммуну. А такие села (то есть, не имеющие статуса коммуны) находятся под угрозой исчезновения», – заявил Валериу Сайнсус.
В течение 2016-2017 годов команда проекта «Oameni și Kilometri» («Судьбы и расстояния») объездила страну вдоль и поперек – с Севера на Юг и с Запада на Восток – и запечатлела на снимках жизнь 19 исчезающих сел из 13 районов. О пяти из них мы рассказали и в статье «Да пусть приходят сирийцы, пьяницы и Донбасс!».
Представляем вашему вниманию подборку из 100 фотографий о житье-бытье людей в малых и средних селах. В объектив фотоаппарата попали села Слобозия-Медвежа, Павловка и Кирилловка (Бриченский район); Якимень (Единецкий район); Дэркэуций Ной и Ванцина (Сорокский район); Ион Водэ (Флорештский район); Шестач и Гура Ойтуз (Сынджерейский район); Томештий Векь (Глоденский район); Леордоайя (Унгенский район); Звездочка (Кэушенский район); Индия (Григориопольский район); Семеновка (Хынчештский район); Питешть, Хыртоп и Виктория (Леовский район); Поповка (Кантемирский район); Дерменджи (Тараклийский район).
От некоторых сел не осталось ничего кроме развалин домов и густых кустарников. Жизнь в других еще поддерживает горстка стариков, которым жить осталось считанные дни. Они даже не в состоянии больше верить в возможность перемен: «Хана этому селу! Кто же придет сюда жить, если здесь нет никого и ничего?!».