Вид у центрального вокзала в Черновцах типично провинциальный: здание советской постройки на открытой местности, несколько автобусов и «маршруток», которые выстроились на перроне. Солнце взошло только недавно. Несколько сонных пассажиров горят желанием выпить чашечку кофе, чтобы побороть усталость. Увы, в 5:00 утра, когда прибывает рейсовый автобус из Кишинева, спасительного напитка здесь не найти.
За шлагбаумом у въезда на перрон стоит только одна машина такси. Водитель — хмурый мужчина не поддерживает разговор о стоимости поездки. Счетчика у него нет, чеки он не выдает. По его словам, все стало так с началом войны, когда цены на горючее выросли. «Сейчас соляру еще можно найти, хотя она и дорогая, стоит 55 гривен (35 леев — прим. ред.) за литр. До середины июня ее практически не было на АЗС, а если и была где-то, то больше 10 литров не отпускали».
Комендантский час действует в Украине для каждой области в отдельности. В это время на улицах нельзя находиться. В Черновцах комендантский час действовал вначале с 22:00 до 6:00, а с 14 апреля решением областной администрации его продолжительность сократили: с 23:00 до 5:00. Таким образом, после целой ночи, когда царили мрак и тишина, город оживает уже с самого раннего утра.
После восхода солнца складывается впечатление, что в городе живут, скорее, стаи собак и стаи голубей. Однако то тут, то там появляются и первые горожане. Молча бредут по утренней прохладе, занимают места в старых троллейбусах — наследие советского прошлого, которые целый день «грохочут ржавыми костями» на каждом ухабе, из-за чего в салонах пассажиры буквально подпрыгивают.
Старый исторический центр в Черновцах сохранился. Эта часть города отличается от окраин, где возвышаются типовые девяти- или пятиэтажки. Здесь же можно заметить видавшие виды тротуары, лоточников и много уличной рекламы.
Исторический центр состоит из зданий, построенных в австрийский период, то есть до 1918 года, и в румынский межвоенный период. Однако многим историческим зданиям не обеспечивали должный уход, поэтому из-за их обветшалого вида исторический центр кажется пришедшим в упадок. Центральная пешеходная улица Ольги Кобылянской с ее кафе и террасами, по всей видимости, пока хранит частичку атмосферы города, который во времена Королевства Румыния называли маленьким Парижем.
Румынский дух еще присутствует в Черновцах. Здесь в немецкой гимназии учился в свое время румынский поэт Михай Эминеску. В его честь здесь назвали небольшую улочку протяженностью около 500 м. Недалеко, а именно на пересечении Университетской и улицы Степана Бандеры, в маленьком сквере возвышается статуя молодого Михая Эминеску.
На одной из центральных улиц в Черновцах располагается и единственное в городе учебное заведение, в котором преподавание ведется на румынском языке. Это Лицей №6 им. Александру чел Бун. На пешеходной улице Ольги Кобылянской, которая во времена Королевства Румыния называлась Панская улица (улица Геренгассе), находится литературный мемориальный музей Михая Эминеску. На этой же улице располагается и кафе «Бухарест», где можно полакомиться традиционным национальным блюдом токитурэ (разновидность жаркого из мяса, потрохов, колбас, ребер, которое подают с гарниром из мамалыги и глазуньи, который посыпают овечьей брынзой; обычно его дополняют соленьями и чесночным соусом муждей — прим. переводчика), заму или чуламу (мясо или грибы в густом белом соусе — прим. переводчика). Интерьер заведения оформлен в румынском сельском стиле.
С началом военной агрессии, которую Российская Федерация развязала против Украины, Черновицкая область, расположенная близ Закарпатья, считается местными жителями одной из самых безопасных в стране. Вместе с тем, днем или ночью в Черновцах можно услышать оглушающий вой сирен, сообщающих о воздушной атаке. Ночные сирены самые страшные — в царящей тогда тиши их вой кажется более пронзительным.
Звук сирен однако, по всей видимости, не сильно влияет на поведение местных жителей: никто не спешит скрыться в убежищах, хотя везде в городе установлены знаки, указывающие, где они располагаются. Когда раздается вой сирен на лицах некоторых людей можно прочесть обеспокоенность или недоумение, однако напуганным никто не выглядит. Сидящие на террасах как ни в чем ни бывало продолжают разговор.
По вечерам центр Черновцов живой: уличная музыка, люди на террасах, стильная молодежь, потягивающая коктейли в барах. Пивные, пиццерии, рестораны переполнены. Люди пытаются вернуть городу атмосферу мирной жизни: смех, прогулки в парках и на аллеях. На городских улицах множество прохожих. Все пытаются выжать все из тех нескольких часов, которые остаются в их распоряжении, пока придется спрятаться в своих квартирах с затененными окнами.
Ближе к 22:00 магазины и кафе закрываются. Обслуживающий персонал спешит домой, куда ему нужно попасть до 23:00. С началом комендантского часа улицы пустеют, а город накрывает темень. Свет не должен пробиваться из окон квартир, поэтому изнутри их затеняют с помощью жалюзи или бумаги. По городу могут перемещаться только стражи порядка: полиция и тероборона. Представители территориальной обороны патрулируют улицы в военной форме и с оружием.
Это серьезные, спортивного телосложения люди. На улицах их можно заметить и днем, и ночью. Если кто-то покажется им подозрительным, то сразу же попросят у него предъявить удостоверяющие личность документы. По словам местных жителей, те, кто шляются по улице, рискуют запросто оказаться на фронте после разговора с ребятами из теробороны. Если водителя задержат в нетрезвом виде за рулем, его транспортное средство могут конфисковать в пользу украинской армии. Впрочем, по законам военного времени любое имущество могут отобрать и передать в распоряжение Вооруженных сил Украины (ВСУ).
В некоторых населенных пунктах, расположенных недалеко от Черновцов, люди собирают деньги и отправляют на фронт нужные солдатам вещи: транспортные средства, форму, продовольствие. То же самое происходит в селе Хорбова Черновицкой области, где проживают этнические румыны. Из этого села на фронт пошли 50 молодых человек, а двое из них уже погибли в боях на востоке страны. За счет собранных сельчанами деньги удалось купить две машины и передать их на передовую.
Так же поступили и румыны в городе Херца: они направили на фронт машину, продукты питания и посылки от близких. Соответствующая просьба поступила непосредственно от военных, которые участвуют в боях на передовой. Они связываются с примаром (старостой) села, сообщают, в чем именно нуждаются, затем начинается сбор средств от местного населения.
А у Калинковского рынка, куда многие молдаване ездили за покупками, можно найти форму для солдат ВСУ. Униформа стоит 3.500 гривен и, по словам торговцев, сделана в Турции или Польши. Приобретают форму в основном родственники военных. Они покупают униформы и отправляют затем на фронт. «Нет только наплечников, но их можно легко подшить», — поясняет один из продавцов.
После начала войны и закрытия Одесского порта товар на Калинковский рынок поступает «по суше» из Турции.
Патриотическая тема присутствует в Черновцах повсеместно. Двухцветные флаги реют на городских улицах, там же вывешены плакаты: «Все для Украины!», «Настало время для победы!», «Верю в ВСУ!». Даже шкатулки для чаевых в кафе украшены патриотическими слоганами. Некоторые выкрашены в цвета национального флага Украины, а на других стоит надпись «На море в… украинский Крым».
Фото – Вадим Василиу
Редактор румынской версии – Ольга Чаглей