Променяла медицину на сельское хозяйство

 

В нескольких минутах ходьбы от примэрии села Фундул Галбеней Хынчештского района, буквально через несколько узких улочек, на холму виднеются участок виноградника, участок с кукурузой и участок, на котором растут абрикосовые деревья. По мере приближения замечаешь там сады и участки — некоторые ухоженные, другие же, видно, давно заброшенные. В конечном счете замечаешь построенный из подсобных материалов домик, трактор и другие вещи, указывающие на то, что там живут.

25-летняя Анна Кэпицэ встречает нас и начинает экскурсию по тому месту, где сегодня растет и плодоносит черешневый сад семьи Кэпицэ. Кстати, три года тому назад там было просто поле. «Здесь наш первый сад. Здесь растет сорт Regina, здесь — Cordia, а здесь — Ferrovia. Это мой самый любимый сорт», — перечисляет Анна.

«Черешня сорта Regina созревает первой», — вступает в разговор Думитру. Это муж Анны, который гуляет рядом среди рядов. «Мне же Cordia кажется самой вкусной и крупной».

Они познакомились еще в детстве — лет в 11 — на футбольной площадке в селе. «Он был и соседнего села, мы посмотрели друг на друга, но не были знакомы. Когда были в седьмом классе, «подружились» аккаунтами в социальных сетях, пообщались там четыре года. Так и началась наша прекрасная история любви, которая и переросла во все это», — воодушевленно поведала нам Анна.

В 2019 году Думитру и Анна поженились. Они планировали эмигрировать в США, где мужчина трудился уже несколько лет. Их планы однако неожиданно изменились, когда в мире вспыхнула пандемия COVID-19.

«Он в США уже лет пять, домой приезжает раз в несколько месяцев. Тогда мы решили оформить документы, чтобы я тоже попыталась туда переехать, но пандемия нарушила наши планы, а единственным выходом было немного подождать с этим. Вот почему мы стали думать о других решениях, чтобы построить ту жизнь, о которой мечтаем», — продолжает Анна свой рассказ.

Кроме непростой ситуации в мире 2020 год стал для Анны и годом личного кризиса, а принятые в то время решения изменили ее жизнь.

Детские годы Анна провела в селе Пожэрень Яловенского района, а когда ей было лет 10 она осталась без родителей. Тогда Анну и четырех ее братьев забрала к себе местная жительница, которая взяла на себя заботу о них.

«Я закончила девять классов в селе, а женщина, которая заботилась обо мне, заметила мою прилежность и успеваемость, поэтому посоветовала продолжить учебу в Медицинском колледже, где я смогу получить хорошую профессию, которая станет мне опорой в жизни. По ее словам, раз я сирота и хорошо учусь, то меня зачислят в первую очередь. Вот так и было принято решение. Я тогда особо не задумывалась о том, чего мне хочется на самом деле, и какие у меня предпочтения», — говорит Анна.

Хотя с малых лет мечтала стать полицейским, Анна согласилась с этим предложением, проучилась три года в Кишиневском образцовом центре в области медицины и фармации им. Раисы Пакало, а потом продолжила учебу в Университете медицины и фармации им. Николае Тестемицану.

.

«Было интересно, все было новое, но после первого курса я хотела забрать документы — не была уверена, что справлюсь, и что готова заниматься этим всю жизнь. Меня пугала огромная ответственность и то, что в моих руках будут жизнь и здоровье людей. И, тем не менее, оценки у меня были хорошие, я получала стипендию I степени, затем стала получать стипендию II степени, и госпожа замдекана меня не отпустила», — вспоминает Анна.

И все же в 2020 году Анна решила на год уйти в академический отпуск, чтобы взвесить все, обдумать и понять, чем ей хочется заниматься дальше. И у Думитру были проблемы на работе из-за пандемии COVID-19, которая усложняла работу.

И тогда молодые супруги стали задумываться об инвестиции в бизнес дома, в Молдове, чтобы Анна могла управлять им на месте, а Думитру — на расстоянии, продолжая трудиться за границей.

.

По словам Думитру, он всегда чувствовал особую связь с природой, а когда повзрослел стал ностальгировать по детской поре, проведенной в селе. От прадедушки и прабабушки он унаследовал несколько земельных участков. Уже много лет наделы никто не обрабатывал. Так и возникла идея заняться ими и найти им применение.

.

«В самом начале идея меня не очень вдохновляла, но медицину я бросила по собственной инициативе. Я давно думала об этом. Землю я никогда не обрабатывала, не ощущала особой тяги к природе, да и не видела себя на этом поприще», — признается Анна.

Несмотря ни на что, молодая женщина решила, что стоит попробовать, попытаться понять особенности сельского хозяйства. Так она стала читать и изучать все, что находила в интернете на эту тему. Анна и Думитру прислушались к совету друга их семьи, у которого схожий бизнес, поэтому решили вложить заработанные за границей сбережения в закладку черешневого сада.

Молдова входит в двадцатку экспортеров черешни в мире. За последние три года объемы экспорта молдавской черешни удвоились — с 8172 тонн в 2021 году до 16269 тонн в 2023 году. Кроме того, количество черешни, поставляемой в ЕС, за этот период увеличилось в 12,5 раза, вместе с тем, основной объем по-прежнему экспортируется в Российскую Федерацию.

«Это оказалось огромным вызовом, ведь ни у меня, ни у него не было знаний или образования в сфере сельского хозяйства либо бизнеса, никто из нас не вырос в семье, которая занималась земледелием. У нас были только желание и мотивация создать что-то свое, вдохнуть в жизнь в эти перелоги», — воодушевленно говорит нам Анна.

Постепенно молодая женщина стала замечать, что ей все интереснее узнавать новые вещи, она все больше разбиралась в решениях, которые принимала насчет их будущего бизнеса. Изучая поток информации, пришла к выводу, что самые плодоносящие и качественные черешневые деревья можно приобрести в Италии.

«В интернете нашла компании, продающие деревья, но я не знала язык. Обратилась за помощью к нашей посаженной матери, которая заботилась обо мне в детстве. У нее есть брат в Италии, и она знала итальянский. Когда мы решили, какие деревья купим и откуда, я стала заниматься оформлением бизнеса», — отмечает Анна.

Первым делом пошла в примэрию. «Мы учредили крестьянское хозяйство — это был единственный правовой статус для нашего небольшого агробизнеса, а для этого пришлось открыть банковский счет, оформить и изготовить печать и пр. Секретарь примэрии объясняла все шаги, и, по ее словам, мне удалось собрать все необходимое в рекордные сроки», — улыбается наша собеседница.

В 2022 году на территории Республики Молдова насчитывалось более 135 000 крестьянских хозяйств — почти на 6 000 меньше, чем в 2019 году.

Между тем молодые люди купили еще несколько участков рядом с полученным в наследство наделом и занялись проектом сада. «Мы выплатили первый транш за деревья и я занялась разметкой сада уже непосредственно на месте. Я отметила на веревке 4 и 6 м, взяла эту веревку и стала втыкать колышки в отмеченные места. Помню, стояла зима и шел такой сильный снег, что колышек не было видно из-под снега. Это был прекрасный и интересный опыт, но при этом полный стресса и ответственности. Дима был в США, а посадочными ямами для деревьев и проектом занимались я, его брат, его отец, сестра мужа и друзья мужа», — подчеркивает Анна.

Как показывает последнее исследование на эту тему, открыв сельскохозяйственный бизнес на свое имя, Анна теперь относится к самой немногочисленной категории предпринимателей, которые занимаются сельским хозяйством в Молдове. Речь идет о женщинах до 24 лет. Согласно данному исследованию, только 14% владельцев земельных участков составляли женщины, а из них самая немногочисленная категория приходится на женщины до 24 лет. 

«Наша инвестиция была довольно большой, но мы решились рискнуть. В этом нам очень помогли наш энтузиазм и наша смелость. В первый раз за 3.100 купленных деревьев мы заплатили 17 тыс. евро, плюс «растаможка» 10%, плюс транспорт», — признается она.

Не менее сложным оказалась и доставка груза. Им неожиданно сообщили, что саженцы готовы к отгрузке и их нужно забрать не позднее, чем через неделю. «Мы нашли через знакомых кого-то, кто случайно проезжал рядом, и помог с организацией доставки. Мы думали, что деревья будут маленькими, но когда увидели, что вместо ожидаемого одного прицепа приехали четыре прицепа с довольно большими, красивыми и качественными саженцами, буквально лишись дара речи», — смеясь, рассказывает Анна.

Но на смену смеху быстро пришла паника. После проверки груза и документов выяснилось, что товар не подходил к ее проекту, а точнее говоря к уже готовым лункам.

«Существуют деревья на подвое Гизела и на подвое Максма. Подвитые на Гизеле высаживают на меньшем расстоянии друг от друга, а на Максме – на бóльшем расстоянии. Мы думали, что все они на подвое Максма, и не проверили это при заказе деревьев. Соответственно, весь проект разметки пошел насмарку. Это была наша ошибка. Я никогда не видела, чтобы мой муж был в таком стрессе. Он уже думал продать деревья», — вспоминает молодая женщина тот день.

В итоге они изучили риски и приняли решение, что посадят деревья в соответствии с уже готовым проектом разметки, ведь «не зря я обивала столько порогов и воодушевилась, чтобы все бросить». Иначе им бы пришлось переделать все замеры и вырыть новые лунки, но деревья бы не выдержали так долго. Так что спустя полгода после учреждения своего крестьянского хозяйства они плечом к плечу с родными, друзьями, сельчанами, кумовьями, в итоге собралось еще 33 человека, высадили первые деревья.

«Мы трудились два дня. В первый день холод еще можно было выдержать. На следующий день дул леденящий ветер и было очень холодно, но мы справились. Некоторым мы заплатили, другие просто пришли нам на помощь. Когда видишь, что деревья уже высажены, чувствуешь, что тебя переполняет энергия, видишь результат твоего труда. Это уже небольшое достижение, первый шаг, который вселяет уверенность в себя и в твою идею. Я показала Диме фотографии и он немного успокоился, когда увидел, что мы справились», — описывает Анна те события.

После первого опыта Анна и Думитру решили инвестировать в другой сад, только на этот раз обратились к агроному, который помог им с разработкой разметки, помогал заботиться о здоровье деревьев.

Хотя у них еще не было полноценного урожая, ведь его можно собрать только спустя четыре года после закладки сада, Анна уверяет, что ей очень приятно вспоминать все и пересматривать снимки с первой черешней на их деревьях.

«В этом году они впервые плодоносили. Это был первый урожай, пробный так сказать. Мы раздали плоды всем в селе, сами тоже лакомились черешней. Я отправляла снимки мужу и мы вместе радовались каждому новому листочку. А когда мы увидели зеленые плоды, передать эти ощущения невозможно. Я некоторое время не была в саду, но когда мы с агрономом пришли проверить в сад, увидели уже спелую черешню. Я отправила мужу фотографии, сама попробовала плоды и прямо чувствовала, как сильно горжусь нами», — ностальгирует Анна, с гордостью оглядывая сад.

За последние шесть лет количество урожая, собранного в черешневых садах, заложенных крестьянскими хозяйствами, увеличилось почти двукратно. При этом в 2019-2022 годы экспорт молдавской черешни вырос на 117%.

Думитру тоже вспоминает о первых «дистанционных» впечатлениях об их черешне. «В первый год [Анна] сфотографировала черешню в другом месте и в шутку отправила мне снимки. Сказала, что это наша черешня, чтобы порадовать меня», — смеется Думитру и смотрит на жену. «Но уже на следующий год мы собрали первый небольшой урожай, смогли, наконец, попробовать плоды своего труда и своей заботы. Черешня была крупная, сладкая, плоды были прекрасными. Мне казалось, что я вернулся в детство», — воодушевленно говорит нам Думитру.

По словам Анны, сад требует постоянного ухода круглый год, а не только в период сбора урожая. Именно она занимается координацией всех работ.

«Каждый день я проверяю, как обстоят дела. Там постоянно есть работа: покраска, опрыскивание, проверка пятен на листьях на предмет возможной болезни, гусениц, клещей и других вредителей. Все это требует реагировать немедленно. После сбора урожая, обрабатываешь, после того, как опадут листья, обрабатываешь, когда закачивается период спячки деревьев, опять надо обрабатывать, после первого цветка, после первого листочка. Работы очень много и надо всем этим заниматься самоотверженно и упорно. Нельзя терять ни минуты, очень важно все делать вовремя», — объясняет Анна.

На плоды их труда можно смотреть не только глазами не сведущих в сельском хозяйстве людей, которые попадают на зеленый участок, где все аккуратно, словно на картинке. По словам молодой женщины, агроном, с которыми они сотрудничают, утверждает, что их сад самый здоровый и ухоженный из всех, которые он курирует, а это еще больше вдохновляет супругов и дает надежду на то, что все будет хорошо, а полноценный урожай, который они смогут собирать отныне, окажется богатым.

«Я всем занималась с нуля, а увидев результат, полюбила то дело, которым занимаюсь. Из всех деревьев засохли только три, все остальные прижились. У других засыхает по 100-200 деревьев, у нас же практически все прижились и развиваются», — с гордостью говорит нам Анна.

Если все пойдет по плану и не будет никаких стихийных бедствий, Думитру и Анна ожидают, что примерно за три года смогут окупить все, что вложили до настоящего времени. Полноценный урожай, который они рассчитывают собрать летом 2024 года, предполагается экспортировать, но молодые супруги еще изучают рынок, самые выгодные условия и пути.

Инвестиции однако продолжаются, ведь по словам Думитру и Анны, расходы на опрыскивание и обработку превышают стоимость собственно деревьев. Кстати, трактор супруги приобрели с помощью проекта, а под другое оборудование рассчитывают получить частичные субсидии. На будущее, говорит нам Анна, они планируют подключить электричество и установить оросительную систему.

Что касается рисков, то, уверяет молодая женщина, сельское хозяйство сопряжено с огромными и непредсказуемыми рисками, поэтому, чтобы делать ставки на эту область, надо быть очень смелым.

«Риски и сейчас нас пугают. В сельском хозяйстве ты или выигрываешь, или теряешь. Год на год не приходится, никогда не знаешь, как все пойдет, увидишь ли ты результаты своего труда и инвестиций. Разумеется, деньги можно было вложить и в что-то другое, но мы не видели себя сдающими квартиры внаем, к примеру. Нам хочется заниматься чем-то полезным, возделывать нашу землю, выращивать там что-то, чтобы она плодоносила и приносила пользу», — объясняет нам Анна.

Молодые люди также утверждают, что в этой области важно не столько сельскохозяйственное образование, сколько подготовка в области права, бизнеса и управления. Анна мечтает углубить свои знания в этом направлении, получить необходимое образование, чтобы управлять своим бизнесом и продвигать его со знанием дела.

«Никогда бы ни подумала, что смогу так сильно полюбить сельское хозяйство, что это станет для меня делом моей жизни. Я хожу в сад с удовольствием и любовью, мне нравится прикасаться к листочками, изучать, что нужно делать для того, чтобы все шло хорошо. В самом начале я просто хотела поддержать мужа, но в итоге сама полюбила сельское хозяйство больше, чем он», — признается Анна.

Фото – Алекс Венгер

Редактор румынской версии – Николае Кушкевич