Данные последней переписи населения, проведенной в 2014 году, показывают, что в Молдове насчитывается почти 60 сел, в которых проживает менее 50 человек. В преддверии следующей переписи, запланированной на будущий год, мы попытались выяснить, что произошло за минувшие почти 10 лет с населенными пунктами, где численность жителей была самой низкой.
Так, мы узнали, что первые 12 в списке самых малонаселенных сел либо исчезли, либо превратились в места, подходящие для выпаса скота. Однако село Кирилловка Бриченского района, которое занимает 13-ое место и в котором проживают всего 10 человек, не только сумело выжить в качестве административно-территориальной единицы — численность его населения практически удвоилось.
По данным примэрии коммуны Халахора де Сус, которой подчиняется село Кирилловка, в настоящее время там официально проживают 19 человек. Вместе с тем, сельчане уверяют, что жителей здесь на самом деле гораздо больше, — просто некоторые приезжают только на выходные либо временно. Ясно, что за последние годы в селе появились молодые и «чужаки», как принято у тамошних говорить о людях, которые не унаследовали дом от родных или не выросли здесь.
Село Кирилловка не отмечено на всех виртуальных картах, нет его ни на указателях или дорожных знаках, помогающих добраться до места назначения. Следовательно, самый верный способ найти село, — расспросить жителей соседнего села, которое называется Халахора де Сус. Кстати, чтобы добраться в Кирилловку нужен личный транспорт — общественный туда не ходит.
Минуя детский сад села Халахора де Сус, на первом повороте надо свернуть направо. Там пролегает дорога, ведущая к Кирилловке. Указателей там нет, поэтому остается только ехать вперед до леса и пересекающей его грунтовки, то есть грунтовой дороги. Пока пересекаешь лес, замечаешь вдали несколько домов, скрывающихся между деревьями и дикими зарослями.
«День добрый! Как нам найти Кирилловку?», — спрашиваем мы у парня, который медленно едет на мотоцикле. Кстати, он же и первый человек, которого мы встретили на своем пути. «Так вот она!», — в недоумении отвечает он, показывая руками вокруг.
Въезд в село представляет собой перекресток, оттуда ведут три улочки, на которых то тут, то там стоят дома. Здесь, на окраине села, живут Раиса и Фока Поповичи. Это были первые «чужаки», обосновавшиеся здесь. Раиса и Фока купили землю в Кирилловке в 1990 году, когда село населяли местные жители и их потомки.
«В селе тогда было много людей, но не могу сказать точно, сколько именно. Было много местных украинцев, их родственников или детей. По словам стариков, отцом-основателем села был некий Кирилл. Он купил здесь землю, сюда же перебралась его семья. Затем он выделил по участку каждому из своих 12 детей, именно они и создали село», — рассказывает женщина.
Как уверяет Раиса, местные жители всегда категорически относились к вопросу продажи своих земель приезжающим. Вместе с тем, супругам все же удалось убедить владельца участка, на котором они и построили свой дом.
«Мы строились медленно, но всю жизнь прожили в городе Бричень. Сюда приезжали летом, параллельно выполняли все работы. Пару лет назад, уже на старости, перебрались сюда окончательно, обустроились, чтобы у нас могли гостить дети и внуки», — поясняет наша собеседница.
Фока и Раиса были в селе первыми «чужаками», местные отнеслись к ним настороженно, но все же проявили гостеприимство. «Мой муж вырос на берегу Прута, он привык к природе, к тишине. Когда мы приехали сюда осмотреться, место ему сразу понравилось, поэтому мы решили купить участок. Для местных жителей было непривычно видеть приезжих. Вначале мы чувствовали, как они пытаются понять, можно ли нам доверять. Когда заметили, что мы открытые, что мы доброжелательные, что мы рачительные хозяева, ответили нам тем же, вот так постепенно со многими из них у нас наладились теплые отношения», — вспоминает женщина.
В селе нет рынка или ярмарки, магазина, аптеки, общественного транспорта. Вместе с тем, по словам Раисы, она не скучает, а тихая размеренная жизнь ей по нутру. «Я много лет проработала в архиве, поэтому у меня развилась аллергия к пыли и плесени, вот почему чистый воздух и здешняя природа мне очень на пользу. Муж еще работает, а я уже на пенсии. Однако у меня есть интернет, есть соцсети, я включаю себе музыку. Что мне еще нужно?», — говорит Раиса, пожимая плечами и смеясь.
Обойти Кирилловку можно пешком минут за десять, а большинство хозяев не запирают ворота. К тому же у многих ворот даже нет. В каждом дворе видно, за счет чего живут люди: видны пчелиные улья, плодовые деревья, виноградник. По утверждениям сельчан, урожай они продают жителям соседних сел, родственникам, да знакомым.
В правой части села строятся несколько домов. По словам местных жителей, два дома строят молодые пары. Они периодически приезжают заниматься строительными работами. Однако еще не стали основными жителями Кирилловки.
Одно из самых больших и новых зданий в селе принадлежит религиозной общине. 62-летний Михаил входит в состав этой общины и принимает участие в строительство будущего жилья. По его словам, они выбрали именно это место, так как заметили, что в более загрязненной местности, на людях лежит гнет забот, они более несчастные и более предрасположены к заболеваниям.
«Раньше условия были лучше, атмосфера была чище. Теперь людей заботит больше материальная сторона, они не задумываются, что многие из их жизненных решений сказываются на окружающей среде. Люди стали индивидуалистами, они не заботятся о своем сообществе. Мы же хотим жить по-другому, а в этом месте такой образ жизни как раз и возможен», — поясняет наш собеседник.
Стремясь быть ближе к природе, в 2019 году община приобрела участок, а с тех пор постепенно строит благоприятное для жизни место.
«Большинство членов общины — родственники, друзья, знакомые. Ведь в одиночку человек ничего не может. Будем работать всем миром, как раньше. Сюда должны переселиться еще человек четыре, у них тоже есть дети. Условия хорошие, правда, сложнее с школой и транспортом, но мы будем ездить в соседние села. Ясно, что когда закончим со стройкой, переедем сюда, а все остальное уже будем решать по ходу», — говорит нам Михаил.
Ближе к окраине замечаем старинный саманный домик с вставленными новыми окнами. Со двора навстречу нам выходят четыре собачки — они сообщают хозяевам о приближении чужих. Здесь живет другая семья, которая недавно обосновалась в этом селе.
Алине Кучук 33 года, в Кирилловку перебралась несколько лет назад вместе с мужем и двумя их детьми. «Дом мы нашли через знакомых и переехали сюда. Почему? Потому что здесь чистый воздух, лес недалеко. Да, в самом начале нас немного напугало, что людей тут мало. Мы задались вопросом, почему же пустует такое прекрасное место. Однако мы решились, купили этот старый дом и понемногу его перестраиваем», — говорит нам женщина.
Хотя другие местные жители еще застали те времена, когда дети топали целые километры до школы, несмотря на погоду, по словам Алины, ее семье повезло, что у них есть личный транспорт, поэтому в школу они своих детей возят сами.
«Здесь у нас есть теплицы, муж еще и подрабатывает, старший сын учится в соседнем села Тырнова, младшая дочь пока в садик еще не ходит. Мы здесь отлично устроились, у нас все хорошо. Нам очень нравится. Увы, детям особо не с кем поиграть, когда возвращаются домой», — признается она. Во время нашего разговора ее дети и собачки немного разбавляют оглушительную тишину села.
Сегодня в Кирилловке остался только один потомок коренных местных жителей — 51-летний Игорь Мазюк. Он родился в этом селе и вернулся жить в дом своего дедушки после того, как создал собственную семью.
«Жене здесь понравилось. Дело в том, что она выросла в Кишиневе, привыкла к шуму и суете, а здесь было тихо и живописно. Вначале мы приезжали сюда как на дачу вдвоем, затем стали брать с собой и четырех наших детей. Им здесь очень нравилось, здесь они могли свободно играть. Потом они сказали, что им хочется окончательно здесь остаться, но школа далеко, а у меня не было транспорта для всех четырех», — вспоминает мужчина.
Дети однако стали настаивать, уверяли, что будут ходить в школу пешком, поэтому родители уступили их пожеланиям. «Помню, как вторая дочь возвращалась по ночной темени, а я шел ей навстречу с фонарем. Вдруг мне показалось, что она кричит. Но оказалось, что она пела, чтобы прогнать страх. Мы боялись оставлять их одних, но, главное, сами они не боялись», — вспоминает мужчина.
В дом по соседству переехала и сестра его жены. У нее были две девочки, поэтому дорога в школу стала веселее, а страх отступил. Вот так и минули почти 30 лет. Тогдашние дети стали взрослыми, теперь они приезжают в Кирилловку погостить вместе с своими семьями.
«Когда знакомые приезжают сюда, говорят, что от такого чистого воздуха у них буквально начинает кружиться голова. Здесь ты чувствуешь себя так, словно живешь в лесу. Вместе с тем, я не чувствую себя на отшибе, ведь работаю в Бричень и постоянно езжу», — признается нам Игорь.
По его словам, хотя разницы в цене на участки в Кирилловке и других селах нет, желающих купить землю именно в Кирилловке были всегда, но владельцы редко соглашаются на сделку по продаже.
«Люди готовы заплатить хорошую цену за землю здесь, порой даже чересчур много, но владельцы особо не продают участки. Всем нравится местная природа. По большому счету сюда приезжают люди, которым хочется тишины, люди, которые чем-то болеют и хотят жить в более здоровой обстановке, наслаждаться чистым воздухом, питаться плодами собственной земли», — рассказывает он.
Дедушка Игоря родился в Кирилловке в то время, когда почти все село состояло из братьев, сестер, дядей, теть и прочих родичей. «Вон там в низине у прадеда был надел. Вот здесь жил один из его братьев, а там — другой», — показывает мужчина на заброшенный дом и участок, на котором пасутся коровы.
По утверждениям местных жителей, село тем не менее растет, а на зеленых не знавших асфальта улочках все чаще звучат детские голоса.
«Дорогу сделали, значит, селу жить», — уверен другой местный житель, его зовут Виталий Саранчук. «Еще года три тому назад сюда стали переезжать молодые семьи, строить и восстанавливать дома, ведь воздух здесь чистый, вода здесь чистая. А что еще нужно человеку? Человек ведь на земле родился, а не среди камней».