На дворе стоит пасмурное, почти безликое февральское утро. Огромная парковка перед Муниципальным предприятиям «Надзор и защита животных», расположенная в районе оптового сельскохозяйственного рынка в Кишиневе, почти пустая. Только трясущийся от холода рыжий пес пытается найти, где бы прилечь.
На втором этаже здания в кабинете площадью около 15 м, стены которого окрашены в желто-оранжевый, проходит собрание команды ловцов бездомных собак. Руководитель предприятия Руслан Дарие держит в руках несколько листов A4 и низким голосом засчитывает приказы по отлову. Лидирует в списке ул. Волунтарилор. Местные жители не раз жаловались на агрессивные своры бродячих собак.
Команда, состоящая из четырех мужчин — Бориса, Юрия и двух тезок по имени Михай, слушает указания начальника и пробегает глазами по списку мест вызовов. Наборы для «работы» уже готовы, работники поправляют свое снаряжение, проверяют, все ли в порядке, и одновременно встают из-за стола.
Пока они застегивают толстые куртки, начальник бросает последний взгляд на приказы и говорит им: «Подчеркиваю, приоритет Волунтарилор, 14, и Волунтарилор, 16. Затем отправляйтесь по остальным адресам. Заботьтесь о себе, о гражданах и о животных!».
Во дворе предприятия их ждет белый Ford Transit, на котором образовалась тонкая наледь. «Движок» сразу же приходит в действие, отбрасывая пар и издавая запах солярки.
Из окон фургона можно наблюдать за серыми, уже не новыми жилыми домами сектора Чокана с потрепанными временем фасадами. Поездка к месту назначения отнимает от силы минут 15. Когда микроавтобус останавливается, водитель Михай хватает руль обеими руками и заявляет: «Приехали! Выходим!».
***
Бродячие собаки в Кишиневе, по сути, — третья, самая серьезная проблема, по мнению его жителей. После состояния дорог и подъездных путей. Только в первой половине прошлого года и только в муниципии Кишиневе от нападения бездомных животных пострадали 1.225 человек, а в четырех из пяти случаях пострадавшие подвергались нападению беспризорных собак.
В целом в Молдове не ведется учет статистических данных насчет людей, которые пострадали в результате нападения бродячих собак, есть только общая статистика, согласно которой, ежедневно 14 людей подвергаются укусам животных (домашних и бездомных). В этом отношении с большим отрывом «лидирует» Кишинев.
Мало статистических данных не только насчет нападений, но и насчет числа бродячих собак в Кишиневе. Хотя в своем ответе проекту Oameni și Kilometri власти сообщили, что в 2024 году в муниципии было примерно 5.000 бездомных псов, цифры, названные в предыдущие годы, смахивали скорее на колесо удачи: то тысячи, то десятки тысяч.
Данные насчет числа безнадзорных животных в муниципии Кишиневе всегда были… весьма гибкими. Единый регистр учета домашних питомцев и безнадзорных животных, запущенный в 2020 году и находящийся в ведении Главного управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ГУЖКХБ), был призван внести больше ясности, однако после внедрения и до настоящего времени в него включили всего 2.699 зарегистрированных животных — в основном бродячих собак.
По словам заместителя начальника управления Генадие Дубицы, каждому отловленному или доставленному в ветеринарную клинику вживляют для идентификации микрочип, а релевантные данные вводятся в регистр. Доступ к регистру есть исключительно у авторизованных операторов — в основном у предприятий и компаний, предоставляющих услуги по стерилизации, вакцинации, депаразитации и микрочипированию, которые, на основании соглашения с ГУЖКХБ, могут вносить изменения в систему.
В идеале регистр должен включать всех домашних питомцев в Кишиневе, в том числе принадлежащих гражданам. Однако на практике, как пояснил Генадие Дубица, граждане не спешат регистрировать своих любимцев, так как «следует подать декларацию насчет согласия на обработку персональных данных. […] С одной стороны, граждане это не слишком жалуют. В свою очередь, врачи не хотят усложнять себе жизнь такими проблемами».
В отношении владельцев, которые не регистрируют своих домашних животных, в настоящее время не применяются санкции, поскольку нынешнее законодательство не допускает такие меры. «Видите ли, проблема связана с тем законом, о котором говорят (отсылка к Проекту закона о защите животных, принятым в первом чтении — прим. ред.). Подробности нам неизвестны, так как не мы продвигаем закон и нормы, которые внесут в него», — утверждает Генадие Дубица.
.
***
Доехав по первому адресу, ловцы безнадзорных животных выходят из машины и внимательно изучают двор. Тем временем Юрие набирает номер человека, направившего запрос на отлов агрессивных собак.
Спустя пару минут после звонка женщина лет 60 по имени Надежда, одетая в длинное коричневое зимнее пальто и вязаную шапку, быстро приближается к работникам муниципального предприятия.
Дошла до команды по отлову бездомных животных, сжала ладони в кулаки, затем спокойным слегка дрожащим голосом начала говорить: «Я живу чуть ниже и 33 года работаю в Дошкольном учреждении № 177», — показывает она направо, где находится детский сад, который имеет в виду.
«4 мая [2024 года], когда шла на работу, меня окружили собаки и покусали. И не меня одну. Многие местные жители подвергались нападению, долго лечили раны, ходили по поликлиникам. Дети уже не могут выходить играть, а старики бояться пойти в магазин. Кто может, обходит улицу», — рассказывает женщина.
По ее словам, она мучалась потом много месяцев подряд. Хотя напавшую на нее собаку поймали, после того, как женщина сообщила властям о случившемся, проблему окончательно так и не решили. Во дворе остались и другие безнадзорные животные, которые каждый день что-то устраивают.
Внимательно выслушав женщину, Юрие сообщил ей, что команда, действительно, уже работала в этой зоне, поймала уже трех агрессивных собак, но оставшиеся все равно пугают местных жителей: «Приехали посмотреть, сколько еще осталось».
Команда по отлову бездомных животных внимательно рассматривант собак во дворе. Тем временем в ним подходит то один прохожий, то другой, с интересом разглядывают работников и «кидают» на ходу информацию о собаках: «Черная очень злая!», «Есть еще белая с черным пятном на морде, та тоже злая».
В самом начале, как бывает почти каждый раз, команда попыталась заманить черную собаку едой. Михай выжидает подходящий момент, затем раздается звук шприца с транквилизатором, собака инстинктивно хватает шприц зубами. Работники следят за животным несколько минут. Тем временем его движения становятся спокойнее, а это означает, что успокоительное вещество сработало.
Вторую бездомную собаку — коричневую особь среднего размера — оказалось проще всего поймать. Зато рыжий пес под третьим номером оказывает сопротивление. Ловцам приходится постепенно «сужать» периметр. В итоге им все же удается поймать собаку.
Всех трех собак поместили в специальные клетки и разместили их в задней части фургона. «Придется еще раз сюда наведаться», — говорит Юрие, проверяя, хорошо ли закрыты дверцы клеток.
Собак должны доставить в Муниципальный приют для животных, там их стерилизуют и поместят на 10 дней в карантин. Агрессивные особи, поставившие под угрозу безопасность граждан, остаются на попечении приюта. Остальных затем выпускают на месте отлова.
***
Ввиду отсутствия четкого законодательного видения местные органы власти борются с проблемой бездомных собак, опираясь на внутренние регламенты, а стерилизация — один из способов, с помощью которых они пытаются удержать под контролем увеличение поголовья безнадзорных животных.
В Кишиневе с 2019 года действует Регламент, предусматривающий отлов и стерилизацию бездомных особей. По данным ГУЖКХБ, в 2021-2024 года удалось отловить около 5.200 таких животных, из них почти 4.900 вакцинировали и стерилизовали.
В Бельцах в конце 2024 года утвердили новое положение о содержании домашних животных с владельцами и без владельцев — это стало первой актуализацией документа за последние 14 лет.
Однако по поводу мониторинга ответственные представители Центра-приюта для бездомных животных в Бельцах заявили, что назвать число безнадзорных собак сложно. Они смогли предоставить нам только данные по числу отловленных за последние два года собак — 715 особей, из которых 206 удалось пристроить.
В Унгень положение ничем не лучше. Вице-примар муниципия Николае Чевага рассказал, что в городе от 300 до 500 собак, но в отличие от Бельц там нет приемника или центра для животных. Нечто подобное только на этапе строительства и, как ожидается, будущее учреждение сможет принять 100-150 собак.
«В настоящее время хочется построить вольер. На будущее мы выделили участок и думаем реализовать проект по строительству приюта для собак. Это будет означать, что из района, то есть из сел, из коммун, собак будут доставлять туда и размещать там», — подчеркнул вице-примар муниципия Унгень.
А в Леове — городе, где отмечается самое меньшее по стране число беспризорных животных, за последние 9 лет зарегистрировано 258 безнадзорных собак. По словам властей, прилагаются усилия по стерилизации и вакцинации собак, в том числе домашних. Впрочем, это единственный положительный пример решения проблемы животных с владельцами и без владельцев.
«Мы заключили договор с компанией по отлову, есть у нас договор с ветеринарной аптекой на стерилизацию. Чипируем всех собак, в том числе домашних, чтобы идентифицировать их, если они сбегут или же хозяева их бросят», — пояснил вице-примар городе Леова Георге Фокша.
***
«Большинство бродячих собак на улице —животные, когда-то брошенные своими хозяевами», — заявил нам ранее руководитель Муниципального предприятия «Надзор и защита животных» Руслан Дарие. А чтобы бороться с данным явлением, местные власти вправе штрафовать виновных.
Это предусматривается ч. (4) ст. 157 «Жестокое обращение с животными» Кодекса о правонарушениях: «Оставление домашнего животного в опасности или его оставление без присмотра либо содержание без кормления или необходимых лекарств» влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 3.600 до 6.000 леев.
Вместе с тем зоозащитник Карл Луганов недоумевает по поводу того, каким образом власти реализуют свое право на этот счет.
«Статью 157 ввели в законодательство уже давно, она однако работает не очень хорошо. И даже если бы она работала, не понимаю, почему Министерство юстиции передало этот пункт в компетенцию претур, когда, по сути, это должно относиться к компетенции полиции».
О том, что данная статья не работает, доказывают и статистические данные. А точнее говоря, их отсутствие. В результате неоднократных запросов информации кишиневские местные власти сообщили, что в течение 2024 года составили только один протокол на основании ч. (4) ст. 157 Кодекса о правонарушениях, не уточнив однако, идет ли речь о брошенном домашнем питомце или беспечном отношении к нему.
Как подчеркивает Карл Луганов — эффективным решением на этот счет может стать внедрение обязательного микрочипирования домашних питомцев, что позволит быстро выявлять их владельцев. «В настоящее время их личность можно установить, только если кто-то заметит, как бросают животного, и снимет видео», — поясняет зоозащитник.
С другой стороны, по его словам, в принципе, процесс микрочипирования уже предусмотрен некоторыми нормами, только его никогда не внедряли на национальном уровне.
Еще в 2000 году приказ Министерства окружающей среды и благоустройства территорий обязал все примэрии утвердить правила содержания собак и зарегистрировать их владельцев. Тогда микрочипов не было, а примэриям надо было зарегистрировать животных и выдавать жетоны. «То есть процесс регистрации давно предусмотрен в законодательстве, но его никогда не внедряли и никто его не отслеживал», — отмечает Луганов.
***
В декабре 2024 года депутаты ратифицировали Европейскую конвенцию о защите домашних животных, а правительству предстояло принять «необходимые меры для выполнения положений данной конвенции».
Кстати, ратифицированный документ предусматривает, в том числе, что «никто не должен бросать домашнее животное», но Молдова, увы, еще не готова это обеспечить. Данный факт признают сами авторы Проекта закона о защите животных в пояснительной записке: «Отсутствие информационной системы идентификации, регистрации данных о домашних животных и их владельцах не позволяет предупредить бесконтрольный процесс, когда животных бросают».
А пример многих европейских стран показывает, что наиболее эффективный способ предупредить данное явление — выявление и повышение ответственности владельцев с помощью обязательного микрочипирования домашних животных, а также серьезные наказания и четко отлаженные системы контроля.
Меры, предпринятые некоторыми европейскими странами, чтобы удерживать под контролем размножение безнадзорных животных
Меры, предпринятые некоторыми европейскими странами, чтобы удерживать под контролем размножение безнадзорных животных
Голландия
В Голландии безнадзорные животные практически исчезли благодаря строгому законодательству, предусматривающему высокие штрафы и лишение свободы для тех, кто бросает животных или жестоко обращается с ними. Владельцам грозит тюремное заключение сроком до трех лет или штраф в размере почти 16.000 евро.
Германия
В Германии у каждого домашнего животного есть электронный чип, что помогает установить владельцев. За брошенную собаку грозит штраф в размере до 25.000 евро, а факты жестокого обращения наказываются лишением свободы на срок до двух лет. Кроме того, безнадзорных животных быстро отлавливают и доставляют в приюты.
Франция
В 2022 году Франция ввела закон, согласно которому действия владельца, бросившегося своего питомца, считаются жестоким обращение и наказываются штрафом в размере до 45.000 евро и лишением свободы сроком до трех лет.
Испания
В Испании закон предусматривает обязательную стерилизацию безнадзорных собак и обязывает владельцев зарегистрировать своих питомцев в централизованной базе данных. Несоблюдение этих требований карается штрафом, размер которого достигает десятков тысяч евро.
Италия
В Италии животные без микрочипа проходят проверку состояния здоровья и размещаются в финансируемые правительством приюты.
Греция
Греция требует зарегистрировать домашних животных в режиме онлайн и стерилизовать их, разрешая каждому животному произвести наследство только один раз при условии, что властям сообщат о том, удалось ли хозяевам пристроить помет.
Польша
В Польше безнадзорными животными занимаются местные власти. Граждане сообщают о замеченных особях командам службы Eco Patrol, которые проверяют их на наличие микрочипов. Животных с микрочипами возвращают владельцам, а остальных помещают в карантин, вакцинируют, стерилизуют, обеспечивают им кров.
Эстония
В Эстонии действует требование насчет кастрации/стерилизации и микрочипирования домашних питомцев. Бездомных животных отлавливают, а если в течение двух недель их владельцев не находят или же не удается пристроить особь, животных подвергают эвтаназии.
Латвия
Латвия строит приюты для бездомных животных, а решение об эвтаназии принимают в случае неизлечимой болезни, старости, агрессивного поведения или же по требованию взявшего его владельца через 14 дней после приема животного в новую семью.
Швеция
В Швеции обязательное микрочипирование ввели в 2001 году. В общей сложности в приютах, которыми управляют ассоциации, размещено примерно 200.000 собак. В приютах животным обеспечивается пожизненный уход, даже если хозяев потерявшегося питомца удается найти.
Бельгия
В Бельгии, в соответствии с законом, измененным 14 августа 1986 года, за брошенное на улице домашнее животное грозит наказание в виде лишения свободы сроком от месяца до трех и штрафа в размере от 52 до 2.000 евро (от 56 до 2.169 долларов). В случае людей, совершивших такое же преступление в течение трех лет, наказание удваивается, а в особо серьезных случаях размер штрафа может составить до 12.500 евро.
Великобритания
В Великобритании закон устанавливает обязательное микрочипирование собак, а при переезде владельцы обязаны актуализировать информацию. Бездомных собак отлавливают команды муниципальных служб. Если приюты переполнены, перед эвтаназией отводится неделя на поиск бывших или новых хозяев.
Фото – Влайку Бундуки